Шедевр! РЕЛИЗЫ МЕСЯЦА #Albums_of_the_month@old_school_of_rock
⚡45 лет "Selling England By The Pound" ⚡
45 лет назад, в октябре 1973 года, вышел пятый студийный альбом группы Genesis - Selling England By The Pound. Альбом давно признан шедевром не только Genesis, но и всего прогрессивного рока в целом. По опросу читателей журнала Rolling Stone в 2012 году, "Selling England By The Pound" был назван №7 в списке "Твои самые любимые прог-рок альбомы всех времен". В 2008 году IGN поместила его в свой список "10 классических прог-рок альбомов".
"Продажа Англии по фунту" записан классическим составом Genesis на пике своего развития, в нем нет ни одной проходной вещи, обеспечен идеальный баланс между смысловым контекстом и его музыкальным воплощением. Все участники группы показали свой класс, но особенно принято выделять здесь работу гитариста Стива Хэккета. Он проявил себя ярче всего в этом альбоме, так что многих впоследствии удивлял его относительно малый вклад в последующих трех альбомах Genesis. Не случайно, сам Стив называет "Selling England By The Pound" своим любимым альбомом. В этот период Хэккет одним из первых среди гитаристов осваивает технику тэппинга, позже популяризованную Эдди Ван Халеном, и технику sweep-picking, которую в 80-х годах практиковал Ингви Мальмстин. Обе виртуозные гитарные техники используются в песне "Dancing With The Moonlight Knight".
"Selling England By The Pound" - это концептуальный альбом, который не придает сам себе значение. Он затрагивает такие темы, как падение Британской Империи, в которой - были времена - никогда не заходило солнце, и как это отразилось на повседневной жизни англичан, кризис, в том числе. Нефтяной кризис, охвативший Европу, повлиял и на индустрию виниловых пластинок. Винил стал тоньше, часто при его производстве, в целях экономии использовали утилизированный старый винил, что конечно же сказывалось на качестве звука. По причине все той же экономии "Selling England By The Pound" стал первым альбомом Genesis, вышедшим в простом конверте без разворота.
"Dancing With The Moonlit Knight" - это по сути заглавная песня альбома, констатирующая факт потери величия Великой Британии и все вытекающие из этого последствия. Песня "I Know What I Like (In Your Wardrobe)" демонстрирует никчемность молодежи из среднего класса, а в песне "Firth Of Fifth" желание, чтобы все оставалось по-прежнему, когда ты на вершине счастья, "тонет в море постоянных перемен". Заглавие "Устье Пятого" обыгрывает название River Forth в Шотландии, которую часто называют Firth Of Forth. Кстати, "I Know What I Like (In Your Wardrobe)", выйдя синглом, стала первым хитом из всех пяти первых альбомов Genesis. Она медленно, но верно поднялась в британских чартах на 21-ое место. По традиции британской поп-музыки, обретя хит, группа получила право участвовать в популярной телепередаче Top Of The Pops, но Genesis, позиционируя себя как альбомная команда, наотрез отказались там появиться. Их компания звукозаписи Charisma была просто в шоке: для бизнеса было нонсенсом не использовать такой мощный маховик раскрутки в национальных масштабах. Много позже участники Genesis с улыбкой вспоминали свой юношеский максимализм и нежелание "продаваться" в одном ряду со сладкой попсой. "I Know What I Like (In Your Wardrobe)", несмотря на свой общедоступный характер и почти "глэмовое" звучание, не опускается до уровня попсы, сохраняя лучшие прогрессивные черты Genesis. Ее бисайдом была не уступающая другим композициям с альбома песня "Twilight Alehouse".
"More Fool Me" - одна из всего двух песен Genesis гэбриэлевского периода, в которых главный вокал спел Фил Коллинз (вторая - "For Absent Friends" из альбома "Nursery Cryme"). Это песня о мужчине, которого бросила его женщина, но он "уверен, что это к лучшему". В музыкальном плане это самая простая и прозрачная песня из всего альбома: вокал под акустическую гитару. Фил Коллинз и Майк Разерфорд сочинили ее, сидя на ступеньках Island Studios. В последовавшем турне в поддержку альбома, песня "More Fool Me" была сольным номером Коллинза, в то время как группа делала небольшую передышку.
"The Battle Of Epping Forest" изображает как британцы нижних классов сводят счеты друг с другом, поскольку у них нет теперь возможности делать это с остальным миром, как это делалось при захвате Империи. Источником вдохновения для "Битвы под Эпинговым лесом" послужила новость из лондонской жизни, где говорилось о разборках между двумя бандитскими группировками, не поделившими территорию влияния. Эти группировки в тексте песни представляют с одной стороны Мик Прик, с другой - Боб Ноб, и Питер Гэбриэл старательно меняет голос, изображая их поочередно. На концертах турне Гэбриэл еще и метался из одного конца сцены в другой, изображая то одного, то другого. Точно так же в песне часто меняются темп и размер. В конце концов, участники группы признали, что чересчур перемудрили с аранжировкой песни и текстами. Аранжировка оказалась слишком сложной, чтобы исполнять ее вживую без ошибок, а текстов получилось слишком много, чтобы успеть их проговорить под эту лихорадочно меняющуюся музыку. В результате, "The Battle Of Epping Forest" оказалась навсегда исключена из концертного репертуара Genesis по окончании турне "Selling England By The Pound". Однако, критиками она была воспринята хорошо. По версии PopMatters, песня вошла в список 25 лучших песен прогрессивного рока всех времён, заняв там 12-е место.
"After The Ordeal" - чисто инструментальная пьеса, которую сочинил Хэккет с помощью Резерфорда. Первая часть ее исполняется на классической гитаре на фоне волшебной партии фортепиано. Вторая, более медленная часть играется на электрогитаре. Бэнкс и Гэбриэл были почему-то против включения этой пьесы в альбом, они долго спорили с Хэккетом, но тот все же победил. Однако постоянные диспуты по поводу его сочинений в конце концов довели Хэккета и заставили четыре года спустя уйти из группы.
"The Cinema Show" - достаточно сложная песня, в которой задействованы акустическая 12-струнка, флейта, гобой, синтезатор, а размер сильно меняется, включая переход с 7/8 в 4/4. Текст, хоть и сильно вдохновлен поэмой Т.С. Элиота "Бесплодная земля", переходит от глобальных тематик к вечной теме: юноша и девушка готовятся к свиданию в кино, предвкушая его последствия. Заключительная вещь - "Aisle Of Plenty" - не столько самостоятельное произведение, сколько реприза первого номера "Dancing With The Moonlit Knight" с текстом на очень родственную тему. Таким образом, альбом оказался концептуально закольцован.
На обложке альбома изображена картина Бетти Суонвик "Сон". В оригинале на картине не было газонокосилки, музыканты попросили Суонвик добавить её как аллюзию на песню "I Know What I Like". Название "Распродажа Англии по фунту" взято из манифеста Лейбористской партии того времени, обвинявшего своих соперников - партию Тори в продаже интересов Англии, упадке британской национальной культуры и кризисе британского среднего класса. Всё это и является темой альбома. Genesis продолжают в этом альбоме традицию министрелей, разъезжавших из одного графства Англии в другое, и не только развлекавших людей, но и разносящих им новости, и даже их анализ - своего рода политинформация в музыке.